Перейдем непосредственно к впечатлениям от работы устройства. Поскольку у устройства масса возможностей и несколько вариантов использования то мы будем их рассматривать по очереди.
Основным вариантом использования устройства является воспроизведение музыкальных композиций. При таком обьеме жесткого диска можно легко носить с собой все свою коллекцию музыки в формате MP3 (на самом деле устройство имеет ограничение в 1000 каталогов и 5000 файлов) или десятка полтора CD в формате WAV (для законченных меломанов). В таком количестве информации довольно сложно осуществлять поиск, хотя структура каталогов и аналогичная используемой в компьютере, что в некоторой степени облегчает поиск, но требует от пользователя заранее позаботится об упорядочивании содержимого жесткого диска.
В том случае, если вы хотите активировать дополнительную возможность поиска композиций, вам необходимо при подключенном к компьютеру iHP-100 запустить программу менеджер, которая просканирует содержимое жесткого диска устройства и создаст на нем базу данных по информации содержащейся в ID-тэгах композиций.
После этого, при включении плеера, он автоматически будет вызывать меню Qnavy, в котором вы можете выбрать один из режимов поиска: по автору композиции, названию альбома, типу музыки, названию песни или по имени файла.
Однако, на мой взгляд, удобнее всего пользоваться стандартной поисковой системой, когда жесткий диск устройства представлен в виде стандартного дерева подкаталогов.
В новом устройстве компания iRiver отказалась от старой экспликации основного LCD-экрана и разработала новую.
Несмотря на значительные косметические отличия, функционально она практически идентична используемой ранее во всех плеерах от компании IRiver.
Управлять процессом воспроизведения можно как через пульт ДУ, так и непосредственно с помощью органов управления, расположенных на корпусе самого устройства. Система управления и настройки устройства почти идентична используемой в плеере IFP-380. Я не буду детально разбирать ее, отмечу только что она достаточно гибкая и удобная.
Устройство позволяет воспроизводить все наиболее распространенные на данный момент типы файлов. По традиции, первыми мы рассмотрим MP3-файлы, как наиболее распространенные во всем мире. Устройство поддерживает большинство типов MP3-файлов, что в общем-то и неудивительно, так как плееры от iRiver всегда очень хорошо работали с Mp3-файлами. Однако в этой модели нижний предел для поддерживаемых битрейтов был поднят с 8 до 32 кбит/с. В остальном никаких ограничений обнаружено не было. Русские ID3-тэги поддерживались нормально и в полном объеме (как и указано в спецификации).
При проигрывании композиции тэг демонстрируется в виде бегущей строки, предпочтение отдается старшим версиям тэгов. Максимальная длинна тэга составляет 60 символов. К сожалению, несмотря на то, что в некоторых плеерах шрифт, который используется для отображения русского языка, был оптимизирован, в данном устройстве все еще используется старая версия шрифта. Увы, буквы в русских тэгах выглядит слишком крупными, что вызывает дискомфорт при просмотре.
Теперь рассмотрим поддержку устройством формата WMA. Здесь можно наблюдать ситуацию, аналогичную всем предыдущим плеерам от IRiver: поддерживаются WMA-файлы версий V2, V7, V8 и V9, но с серьезными ограничениями. Частота дискретизации 48 кГц при воспроизведении WMA-файлов не поддерживается абсолютно, плеер просто пропускает такие файлы. Помимо этого, файлы версии V9 c битрейтом 320 Кбит/с воспроизводятся с искажениями звука. Тэги в файлах WMA поддерживаются в полном объеме: как английские, так и русские.
Качество воспроизведения у плеера очень хорошее. Искажений или глюков мне обнаружить не удалось. Более детально качество воспроизведения тестировалось с помощью программы RMAA 5.1 на компьютере со звуковой картой SB Audigy.
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.11, -0.36 | Хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -91.5 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.2 | Очень хорошо |
Нелин. искажения, %: | 0.0019 | Отлично |
Интермод. искажения, %: | 0.210 | Средне |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -82.3 | Очень хорошо |
Поскольку в данный момент не удалось протестировать качество воспроизведения с помощью профессиональной аудиокарты, то результаты теста носят скорее иллюстративный характер.
Использованная в устройстве Li-Pol батарея позволяет устройству, согласно руководству, непрерывно работать до 14 часов. На практике время работы составило 9 часов 20 минут при среднем битрейте воспроизводимых файлов 192 Кбит/с с уровнем громкости 24 (32 max). При работе устройства от блока питания есть возможность одновременно осуществлять заряд батареи и воспроизведение. Для полного заряда батареи требуется около трех с половиной часов
Приступим непосредственно к эксплуатации плеера. Если честно, то здесь новинка мало чем мало чем отличалась от протестированного мной ранее плеера SlimX iMP-350. Так что тем, кто читал мою предыдущую статью о плеере Slim-X, можно сразу переходить к выводам.
При включении плеер осуществляет сканирование дисков по именам и расширениям файлов. Составляется дерево диска и происходит нумерация композиций. После сканирования директории располагаются в алфавитном порядке. В общей сложности плеер может распознать 255 директорий и 999 композиций на одном диске. Первоначально плеер работает с деревом каталогов и именами файлов, после чего (при начале воспроизведения) считываются и отображаются тэги. Если в корневом каталоге обнаруживаются музыкальные файлы поддерживаемых форматов, то воспроизведение начинается с них. Если у пользователя есть желание, то с помощью функции «Name» можно записать в плеер имя или слово, которое будет отображаться на экране в момент загрузки/сканирования диска и при нажатии клавиши "пауза". Сделать это довольно просто и народу такая мелочь пришлась по душе. Ну а отображаемые слова целиком зависели от фантазии владельца.
Плеер успешно распознавал все виды СD, заявленные в спецификации. Без проблем поддерживались как UDF-диски, так и мультисессионные CD-R/RW, не закрытые до конца. Также уверенно распознавались и High Speed CD-RW диски. Стоит отметить, что UDF-диски распознавались несколько дольше, чем обычные типа Joliet и ISO9660.
Если открыть верхнюю крышку для замены CD, то плеер автоматически выключается. После смены диска вам придется заново его включить. Это несколько неудобно, но почти стандарт. Хотя пользователи постоянно бомбардируют производителей петициями с требованием исправить это, но пока результата не видно. Некоторым утешением пользователям может стать достаточно грамотно реализованная в плеере функция Resume. При отключении плеера запоминается не только воспроизводимая композиция, но и место в ней, на котором было прервано воспроизведение. Система навигации у плеера довольно удобная и очень похожа на компьютерную. Изначально вы попадаете в корневую директорию (в том случае, если в ней есть композиции), а далее из нее можно перебраться в дерево каталогов.
Вход в режим навигации осуществляется с помощью кнопки NAVI/MENU, а дальнейшее управление с помощью кнопок Play/Pause, Off/Stop, Forward, Back. Поиск композиций можно вести, не прерывая прослушивания. Русские названия каталогов отображаются нормально. Если имя директории очень длинное, то через пару секунд после того, как вы установите на нее курсор, начнется его прокрутка в режиме бегущей строки. Помимо этого, у плеера имеется возможность с помощью специальной кнопки +10/-10 перескакивать сразу на 10 композиций вперед. Также у плеера есть возможность осуществлять перемотку внутри воспроизводимой композиции. У плеера есть возможность программирования списка проигрывания, то есть при желании вы можете оперативно составить свой плэйлист из тех файлов, что есть на диске. Это делается достаточно просто и не утомительно. Однако теперь мы вплотную подошли к одной из разрекламированных «вкусностей» плеера, а именно, поддержке плэйлистов в формате WinAmp *.m3u. Плеер способен распознать до 20 плэйлистов на диске. В плэйлистах также поддерживаются русские имена файлов. Применение плэйлистов, на мой взгляд, очень удобно, так как пользователь может составить и сохранить подходящие комбинации из композиций, имеющихся на диске и, не утруждая себя поиском, быстро запустить соответствующий настроению набор.
Помимо поддержки плэйлистов и возможности ручного программирования, плеер также поддерживает массу всевозможных режимов воспроизведения, таких как: несколько видов случайного воспроизведения композиций, повторное воспроизведение как композиций, так и каталогов целиком, ознакомительный режим, когда воспроизводится по несколько секунд из всех композиций на диске подряд (Intro). В общем, у пользователя есть простор для полета фантазии.
Типы воспроизводимых файлов и поддерживаемые частоты дискретизации и битрейты остались такими же, как и у модели iMP-350. Согласно спецификации, плеер работает с тремя типами файлов: MР3, WMA, ASF. При этом, как сказано, поддерживаются битрейты от 8 до 320 Кбит/с (естественно, это касается только МР3 для WMA верхняя граница куда ниже из-за ограничения стандарта). Частоты дискретизации поддерживаются вплоть до 48 кГц. Никаких проблем с воспроизведением файлов в вышеуказанных форматах обнаружено не было.
Русские ID3-тэги поддерживались нормально и в полном объеме (как и указано в спецификации). При проигрывании композиции тэг демонстрируется в виде бегущей строки, предпочтение отдается старшим версиям тэгов. При воспроизведении ABR и VBR композиций счетчик оставшегося времени звучания периодически работает неправильно, так что доверять ему не стоит.
Качество воспроизведения у плеера очень хорошее. Я бы даже сказал что оно лучше, чем у модели iMP-350. Но подобные ощущения вещь достаточно субъективная. Хотя я провел примитивный тест. Взял два плеера iMP350 и iMP-400 и при аналогичных настройках дал прослушать одну и туже композицию нескольким людям. Общее мнение, было таковым iMP-400 звучит немного лучше, чем iMP-350.
В эксплуатации новинка мало чем отличается от протестированного мной ранее плеера iMP-400. Так что тем, кто читал мою предыдущую статью, можно пропустить нижеизложенные общие моменты работы плеера.
При включении плеер осуществляет сканирование дисков по именам и расширениям файлов. Составляется дерево диска и происходит нумерация композиций. После сканирования директории располагаются в алфавитном порядке. В общей сложности плеер может распознать 255 директорий и 999 композиций на одном диске. Шум от работы механизма, отвечающего за перемещение оптической системы, довольно значительный. Плеер работает со всеми типами носителей, указанными в спецификации. Выше по тексту я приводил время распознавания различных типов дисков. Первоначально происходит считывание дерева каталогов с именами файлов, после чего (при начале воспроизведения) считываются и отображаются тэги. Если в корневом каталоге обнаруживаются музыкальные файлы поддерживаемых форматов, то воспроизведение начинается с них. Если у пользователя есть желание, то с помощью функции «Name» можно записать в плеер имя или слово, которое будет отображаться на экране в момент загрузки/сканирования диска и при нажатии клавиши "пауза". Сделать это можно из меню настроек плеера.
По-прежнему, при открытии верхней крышки плеер автоматически выключается. После смены диска вам придется заново его включить. Петиции пользователей с требованием исправить это давно идут производителям, но реакции пока не видно. Функция Resume достаточно грамотно реализована, при отключении плеера запоминается не только воспроизводимая композиция, но и место в ней, на котором было прервано воспроизведение. Система навигации у плеера довольно удобная и очень похожа на компьютерную. Изначально вы попадаете в корневую директорию (в том случае, если в ней есть композиции), а далее из нее можно перебраться в дерево каталогов.
Вход в режим навигации и перемещение по меню осуществляется с помощью кнопки NAVI/MENU/PRESET, а в дальнейшем для управления используются кнопки Play/Pause, Off/Stop. Поиск композиций можно вести, не прерывая прослушивания. Русские названия каталогов отображаются нормально. Если имя директории очень длинное, то через пару секунд после того, как вы установите на нее курсор, начнется его прокрутка в режиме бегущей строки. Помимо этого, у плеера имеется возможность с помощью специальной кнопки +10/-10 перескакивать сразу на 10 композиций вперед. Если кнопка +10/-10 была ранее запрограммирована для смены папок, то ее можно использовать для перемещения по дереву каталогов. Также у плеера есть возможность осуществлять перемотку внутри воспроизводимой композиции. У плеера есть возможность программирования списка проигрывания, то есть, при желании вы можете оперативно составить свой плэйлист из тех файлов, что есть на диске. Это делается достаточно просто и неутомительно. Однако теперь мы вплотную подошли к одной из разрекламированных «вкусностей» плеера, а именно, поддержке плэйлистов в формате WinAmp *.m3u. Плеер способен распознать до 20 плэйлистов на диске. В плэйлистах также поддерживаются русские имена файлов. Применение плэйлистов, на мой взгляд, очень удобно, так как пользователь может составить и сохранить подходящие комбинации из композиций, имеющихся на диске и, не утруждая себя поиском, быстро запустить соответствующий настроению набор.
Помимо поддержки плэйлистов и возможности ручного программирования, плеер также поддерживает массу всевозможных режимов воспроизведения, таких как: несколько видов случайного воспроизведения композиций, повторное воспроизведение как композиций, так и каталогов целиком, ознакомительный режим, когда воспроизводится по несколько секунд из всех композиций на диске подряд (Intro). В общем, у пользователя есть простор для полета фантазии.
Плеер и диктофон не изменились абсолютно, так что можете читать статьи по TGE MP304 и МР200. Это даже странно ведь все работало совсем не идеально. Некоторые надежды на улучшения есть, поскольку поддерживается обновление прошивок, однако большой надежды на это питать не стоит – если уж за столько времени ничего не улучшили...
Впрочем, если вам достаточно «стандартных» МР3 и WMA-файлов с частотой дискретизации не превышающей 48 кГц, то сам декодер вас не разочарует. Про дисплей этого сказать нельзя русский язык по-прежнему не поддерживается, отображаются лишь тэги первой версии. Единственное изменение касается Apacer и Digitex: теперь через некоторое время содержимое тэга с экрана исчезает, уступив место спектру (как в WinAmp по-умолчанию). Зачем это было сделано, я не знаю.
Диктофон, как и ранее очень неплох. Улучшать здесь особо нечего.
И еще один момент. Несмотря на то, что теперь устройствам не нужны драйверы, они по-прежнему продолжают комплектоваться специальной программой-менеджером. Последняя, кстати, не умеет записывать на компьютер музыкальные файлы (замаскировались, типа можно их просто в Explorer скопировать), но работает с накопителем несколько побыстрее, чем файловые менеджеры. Судя по всему связано это с тем, что используемый мультиконтроллер пытается данные кэшировать, так что «знающая» об этом программа-менеджер «делает вид», что файл записан несколько ранее, нежели накопитель действительно освобождается. Если вам нужно копировать файлы из разных каталогов, это позволяет сэкономить некоторое количество времени, однако при записи одного большого файла с последующим отключением накопителя от компьютера (безопасным, разумеется иначе сравнение некорректно), естественно, результат будет одинаковый. Именно поэтому я считаю, что лучше «не умножать сущностей» и обходиться без ПО, возможности которого превосходно реализуются штатными средствами операционной системы.
Самые заметные изменения произошли как раз в этой области. Наиболее важным является то, что теперь устройства не требуют установки каких-либо драйверов, отлично обходясь встроенными в Windows (разумеется, это не касается Windows 98, но число цепляющихся за нее по неизвестной причине пользователей неуклонно сокращается). Таким образом, теперь накопители действительно можно без каких-либо проблем использовать для переноса данных, не заботясь о том, будет ли к этому готов компьютер «на другом конце». Драйвер для Windows 98, в крайнем случае, можно захватить с собой в комплекте он есть. А так в списке устройств просто сразу появляется новое USB-устройство, являющееся накопителем.
Увеличилась и скорость чтения информации. Возможно, это аппаратное улучшение, хотя не удивлюсь, если раньше мешал как раз драйвер. Новые модели, подобно «чистым» флэшдрайвам достигают скорости 800 Кбайт/с при чтении информации. Вот с записью, к сожалению, улучшений не обнаружено все те же 200 Кбайт/с.
Достаточно элегантно решена проблема с форматированием памяти устройства. Как вы знаете, современные версии Windows пытаются форматировать сменные накопители более-менее крупного объема под FAT32. Для флэшдрайвов это проблем не составляет, однако плейдрайвы рассчитаны на FAT16, так что после неправильного форматирования просто откажутся включаться. В данном случае следует вытащить из устройства элемент питания, подключить его к компьютеру, вставить обратно батарейку и включить накопитель. Вместо обычного устройства вы увидите в списке Player Recovery Device, для которого потребуется поставить драйверы.
После этого плейдрайв будет доступен поставляющейся утилите, которая легко отформатирует его «как надо».
Впрочем, все просто лишь с устройствами от Apacer и Eline по неизвестной прогрессивной науке причине в комплекте плейдрайва от Digitex необходимой утилиты не обнаружено. Надеюсь, что это будет исправлено.
Алексей Кудрявцев (aa_kk@mail.ru) Опубликовано 10 июня 2002 г. |
ПлюсыПлюсы Экономия средств (не нужно тратить деньги на "новый" Live!). Новые возможности, связанные с применением недорогой дополнительной звуковой карты (например, аппаратная поддержка XG MIDI, дополнительные аналоговые и цифровые входы-выходы и т.д.). ПлюсыПлюсы оригинальный внешний вид; невысокая стоимость; деревянный корпус сабвуфера; регулятор громкости на сателлитах. ПлюсыПлюсы замечательный внешний вид; хорошее звучание; качественные динамические головки; пульт ДУ; выход на наушники. ПлюсыПлюсы интересный дизайн; неплохие динамические головки; пульт ДУ; выход на наушники. ПлюсыПлюсы неплохие динамические головки; отсутствие декодера, наличие многоканального входа; пульт ДУ; выход на наушники; возможность крепления сателлитов к стене. ПлюсыПлюсы замечательный внешний вид; шестиканальное аналоговое подключение; дискретный регулятор громкости; хорошее звучание; пульт ДУ. Плюсы:Плюсы: отличное звучание (качественные преобразователи, стоящие в профессиональном I2S-кодеке AK4528); большие возможности (многофункциональный процессор Envy24, обеспечивающий множество различных настроек карты); отличные VxD- и WDM-драйвера (поддержка всех операционных систем, включая WinXP); отличное качество цифрового выхода (благодаря отдельной микросхеме трансивера CS8427); наличие MIDI входа и выхода со стандартными DIN-5 разъёмами; поддержка профессиональных интерфейсов (GSIF, ASIO, EASI) и малое время задержки (в т.ч. и в WDM-драйверах); невысокая за такие возможности цена (около $200). ПлюсыПлюсы лёгкость коммутации, не занимает PCI-слот; 4 входных, 10 выходных каналов, раздельно регулируемых; 2 линейных входа, 8 аналоговых выходов, полноразмерные разъёмы 1/4"; поддержка 24 бит 192 кГц стерео, плюс 6 каналов 24 бит 96 кГц; два универсальных XLR/TRS микрофонных/линейных входа с регулировкой уровня и фантомным питанием; два регулируемых выхода на наушники; полный набор цифровых S/PDIF интерфейсов: оптический, коаксиальный входы/выходы; MIDI интерфейсы, с возможностью работы в MIDI Thru (цепочка из MIDI-устройств). ПлюсыПлюсы качественные преобразователи; отличное звучание в музыке; отсутствие искажений в режиме 16 бит 44 кГц; поддержка алгоритмов Sensaura; поддержка ASIO; ПлюсыПлюсы наличие линейного входа; наличие цифрового выхода; хорошее звучание; панель управления богата различными настройками. ПлюсыПлюсы превосходный внешний вид; качественная усилительная часть; высокое качество сборки всех узлов; отсутствие шипа и низкочастотного гула в паузах. ПлюсыПлюсы отсутствие наводок по питанию; невысокая стоимость; внешний усилитель; выход на наушники. ПлюсыПлюсы невысокая стоимость (около $55); внешний усилитель; выход на наушники; малые габариты; хорошие средние частоты. ПлюсыПлюсы великолепный дизайн; внешний блок управления; шелковые пищалки; хорошее звучание; мощные усилительные микросхемы; дополнительный вход. ПлюсыПлюсы хорошее звучание; великолепный дизайн; пульт ДУ; мощные усилительные микросхемы. Плюсы:Плюсы: привлекательный внешний вид; приличное звучание колонок AVALON и качественное звучание SOLO-1; отсутствие щелчков при включении и выключения питания; использование очень хороших динамических головок в колонках SOLO-1; наличие качественных регуляторов тембра; наличие второго стереовхода; невысокая стоимость (средняя розничная цена по Москве на конец марта 2002 года - $35 за AVALON и $50 за SOLO-1). ПлюсыПлюсы первые колонки в своем классе; качественное звучание; отсутствие щелчков при включении/выключении. ПлюсыПлюсы оригинальный внешний вид; беспроводной ИК-пульт ДУ; сателлиты из двух вращающихся динамиков; большой деревянный сабвуфер; высокая максимальная громкость; удобная коммутация. ПлюсыПлюсы качественное звучание; небольшие габариты; балансное или небалансное подключение; XLR и TRS входные разъёмы; ручка подстройки чувствительности; шарнирная конструкция твитера; невысокая стоимость. ПлюсыПлюсы замечательный внешний вид; четыре дополнительных стерео входа; пульт ДУ; мощный саб; качественная усилительная часть. ПлюсыПлюсы стильный дизайн; поддержка MP3 и WMA почти всех существующих битрейтов; высокая шокоустойчивость; продолжительное время функционирования от батарей; цифровой оптический выход. Плюсы:Плюсы: наличие звукового акселератора нового поколения - Philips ThunderBird Avenger, аппаратно ускоряющего множество 3D-алгоритмов QSound (QSound3Dinteractive, QSound Environmental Modeling, QSound Multi Speaker System, QXpander, DVD QSurround); ускорение 256 DirectSound потоков, 64 DirectSound3D, 96 3D-аудиопотоков (включая расчет реверберации, а также отражений от и прохождений сквозь преграды при 3D-позиционировании); аппаратная поддержка DirectSound, DirectSound3D, EAX 1.0, EAX 2.0/ I3DL2; 512-голосный программный XG/GM синтезатор от Yamaha в комплекте; хорошие характеристики выходного каскада, мощные операционные усилители; наличие качественных цифровых входа и выхода со стандартным RCA разъёмом. ПлюсыПлюсы отличный внешний вид; действительно качественное звучание; низкие искажения по измерениям RMAA; мониторный звук позволяет использование в профессиональных целях. Плюсы:Плюсы: повышенная скорость переписывания музыки за счёт применения шины USB; качественное звучание, высокий уровень громкости; возможность записи с микрофонного, линейного и оптического входов; миниатюрные размеры (77,7 x 71,4 x 16,4 мм); небольшой вес (87 г без батарей); длительное время работы от батарей. ПлюсыПлюсы полноценный 6-канальный аналоговый выход (микрофонный и линейный входы не совмещены с выходами); цифровой оптический и коаксиальный интерфейсы, с возможностью передачи PCM и AC3; поддержка качественного 3D-звука алгоритмами Sensaura 3D (EAX1, EAX2, I3DL2, A3D); комплектные утилиты (для какого-то там AC'97-звука) с человеческим лицом красивые и удобные; поддержка XG и GM MIDI с загружаемыми DLS2-банками; интегрированная в драйвера система шупомодавления, многократно повышающая качество распознавания речи; стильный стереомикрофон SoundMAX Superbeam, работающий в дальней зоне приёма сигнала. Плюсы:Плюсы: хорошее звучание низкая стоимость регуляторы тембра объёмный 3D звук приятный дизайн достаточный запас по громкости. ПлюсыПлюсы красивый и необычный внешний вид; небольшие размеры; приличное звучание сателлитов; довольно мощный для таких габаритов сабвуфер; хорошие усилительные микросхемы; невысокая цена. ПлюсыПлюсы интересный дизайн; невысокая стоимость; хорошее звучание сабвуферов; неплохое для своего класса звучание сателлитов. ПлюсыПлюсы красивый внешний вид; высокое качество сборки всех деталей и узлов колонок; возможность крепления спикеров к стене; выключатель питания и регуляторы громкости на передней панели; невысокая цена; наличие в комплекте переходника(стерео RCA на мини-джек). Плюсы:Плюсы: изящный внешний вид; полностью деревянные колонки; добротно сделанный БП и усилитель; пульт ДУ и моторизированная ручка громкости; электронная коммутация входов; удобно расположенный выключатель питания; хорошее (для своего класса акустики) звучание; ПлюсыПлюсы аналоговое подключение; шелковые пищалки; пульт ДУ; большой и мощный сабвуфер. ПлюсыПлюсы технология SurfaceSound; оригинальный дизайн; возможность крепления сабвуфера к стене у модели S-80. ПлюсыПлюсы хорошее звучание; неплохой деревянный сабвуфер; отличный усилительный тракт; многофункциональный и интуитивно понятный пульт ДУ; никаких проблем с картами Creative по цифре. ПлюсыПлюсы оригинальный внешний вид; проводной пульт ДУ. ПлюсыПлюсы качественные преобразователи кодека Wolfson WM8770; отличное звучание в музыке; отсутствие искажений в режиме 16 бит 44 кГц; поддержка алгоритмов Sensaura; поддержка ASIO. Плюсы:Плюсы: красивая упаковка высокая скорость копирования с карт памяти CompactFlash ПлюсыПлюсы многоканальность; честные пять каналов; умение складываться; возможность подключения вторых наушников. ПлюсыПлюсы компактность; аналоговые регуляторы громкости; наличие цифрового выхода и оптического входа. Плюсы:Плюсы: стильный дизайн - чёрный текстолит, золотые разъёмы; 6-канальный аналоговый выход; полный набор цифровых интерфейсов - абсолютный рекорд для звуковой карты данного ценового диапазона! оптический кабель в комплекте; качественный цифровой вход, не искажающий S/PDIF-сигнал, идущий с CD-ROM привода; поддержка вывода цифровых сигналов 16/24 бит при 44,1/48 кГц; проигрыватель WinDVD 2000 2.6 в комплекте. Плюсы APU nForceПлюсы APU nForce полноценное аппаратное звуковое решение, базирующееся на продвинутом DSP; многофункциональный цифровой выход с поддержкой аппаратного кодирования в Dolby Digital 5.1 в реальном времени; также возможность использования 6 аналоговых выходов с приличным качеством звука; стабильные и функциональные WDM-драйвера под Windows XP не в пример некоторым звуковым картам; аппаратная акселерация 256 DirectSound-голосов и 64 DirectSound3D-голосов - мощность с запасом на будущее; качественная аппаратная поддержка позиционирования и реверберации EAX1, EAX2, I3DL2; совместимость с SF2 в MIDI. Плюсы и минусы MP3 128 kbpsПлюсы и минусы MP3 128 kbps Сжатие аудио-данных - штука сложная. Ничего нельзя сказать заранее... Самый распространенный на сегодня формат - MPEG Layer3 с потоком 128 кбит/с - обеспечивает качество, которое на первый взгляд ничем не отличается от оригинала. Его так и называют легкомысленно - "CD-качество". Тем не менее, почти все знают, что многие люди воротят нос от такого "CD качества". Что же не так? Почему этого качества недостаточно? Очень сложный вопрос. Я сам противник сжатия в 128 кбит, так как результат порой получается дурацкий. Но у меня есть некоторое количество записей в 128 кбит, к которым я практически не могу придраться. Подходит ли поток 128 для кодирования того или иного материала - выясняется, к сожалению, только после многократного прослушивания результата. Заранее ничего сказать не удается - лично мне не известны признаки, которые позволили бы заранее определить удачность результата. Но часто потока 128 полностью хватает для качественного кодирования музыки. Для кодирования в 128 кбит/с лучше всего использовать продукты от Fraunhofer - MP3 Producer 2.1 или более поздние. Кроме MP3enc 3.0 - в нем есть досадная ошибка, приводящая к очень плохому кодированию высоких частот. Версии выше 3.0 не страдают этим недостатком. Прежде всего, немного общих слов. Восприятие звуковой картины человеком очень сильно зависит от симметричной передачи двух каналов (стерео). Разные искажения в разных каналах - гораздо хуже, чем одинаковые. Вообще говоря, обеспечение как можно более одинаковых характеристик звука в обоих каналах, но между тем разный материал (иначе какое же это стерео) - большая проблема звукозаписи, которая обычно недооценивается. Если для кодирования моно мы можем использовать 64 кбит/с, то для кодирования стерео в режиме просто двух каналов нам не хватит 64 кбит/с на канал - стерео результат будет звучать гораздо более неправильно, чем каждый канал в отдельности. В большинстве продуктов Fraunhofer вообще поставлен предел для моно в 64 кбит/с - и я еще не видел монофонической записи (чистой записи - без шумов или искажений), которая потребовала бы большего потока. Наши пристрастия к монофоническому звуку почему-то гораздо более слабы, чем к стереофоническому - видимо, он просто не воспринимается нами серьезно :) - с психоакустической точки зрения он представляет собой просто звук, исходящий из колонки, а не попытка полной передачи какой-то звуковой картины. Попытка передачи стерео сигналов выдвигает гораздо более жесткие требования - в конце концов, вы когда-нибудь слышали про психоакустическую модель, которая учитывает маскирование одного канала другим? Также игнорируются некоторые обратные, скажем так, эффекты - например, некий стерео эффект, который рассчитан на оба канала сразу. Отдельно взятый левый канал маскирует сам в себе свою часть эффекта - мы не услышим его. Но наличие правого канала - второй части эффекта - изменяет наше восприятие левого канала: мы подсознательно больше ожидаем услышать левую часть эффекта, и это изменение нашей психоакустики тоже нужно учитывать. При слабом сжатии - 128 кбит на канал (итого 256 кбит) эти эффекты сходят на нет, поскольку каждый канал представлен достаточно полно чтобы с запасом перекрывать надобность в симметричности передачи, но для потоков около 64 кбит на канал это большая проблема - передача тонких нюансов совместного восприятия обоих каналов требует более точной передачи, чем это на сегодняшний день возможно в таких потоках. Можно было, конечно, делать полноценную акустическую модель для двух каналов, но индустрия пошла по другому пути, который в общем то эквивалентен этому, но гораздо проще. Множество алгоритмов с общим названием Joint Stereо - частичное решение вышеописанных проблем. Большинство алгоритмов сводится к тому, что выделяется центральный канал и разностный канал - mid/side stereo. Центральный канал несет основную аудио информацию и представляет собой обычный моно канал, образованный из двух исходных каналов, а разностный - остальную информацию, позволяющую восстановить исходный стерео звук. Сама по себе эта операция полностью обратима - это просто другой способ представления двух каналов, с которым легче работать при сжатии стерео информации. Далее обычно происходит сжатие отдельно центрального и разностного канала, при этом используется тот факт, что разностный канал в реальной музыке относительно беден - оба канала имеют очень много общего. Баланс сжатия в пользу центрального и разностного канала выбирается на ходу, но в основном гораздо больший поток выделяется на центральный канал. Сложные алгоритмы решают, что нам в данный момент предпочтительнее - более правильная пространственная картина или качество передачи общей для обоих каналов информации, или же просто сжатие без mid/side стерео - то есть в режиме двойного канала. Как ни странно, но стереофоническое сжатие - самое слабое место результата сжатия в Layer3 128 кбит/с. Нельзя критиковать создателей формата - это всё таки меньшее возможное зло. Тонкая стереофоническая информация почти не воспринимается сознательно (если не брать во внимание явных вещей - грубое расположение инструментов в пространстве, искусственные эффекты и т.п.), поэтому качество стерео оценивается человеком в последнюю очередь. Обычно что-то всегда не дает добраться до этого: компьютерные колонки, например, вносят гораздо более существенные недостатки, и до таких тонкостей как неправильная передача пространственной информации дело просто не доходит. Не стоит думать, что то, что не дает расслышать этот недостаток на компьютерной акустике - это то, что колонки расставлены на расстояние 1 метр, по бокам монитора, не создавая достаточной стереобазы. Дело даже не в этом.. Во первых если уж дело доходит до таких колонок, то человек сидит прямо перед ними - а это создает тот же эффект, что и колонки в углах комнаты, и даже больший: на нормальной акустике и хорошей громкости вы почти никогда не сможете выделить точное пространственное расположение звуков (речь идет не о звуковой картине, которую, наоборот, компьютерные колонки никогда не построят, а о непосредственном, сознательном, восприятии различия между каналами). Компьютерные колонки (в стандартном использовании) или наушники дают гораздо более четкое непосредственное восприятие стерео, чем обычная музыкальная акустика. Прямо скажем - для непосредственного, информационно-познавательного восприятия звука, нам не очень требуется точная стерео информация. Непосредственно обнаружить разницу в этом аспекте между оригиналом и Layer3 128 кбит/с довольно сложно, хотя и можно. Нужен или большой опыт, или усиление интересующих эффектов. Самое простое, что можно сделать - виртуально разнести каналы дальше того, чем это возможно физически. Обычно именно этот эффект включается в дешевой компьютерной технике кнопочкой '3D Sound'. Или в бум-боксах, колонки которых не отделяются от корпуса устройства и разнесены слишком слабо для передачи красивого стерео естественным путем. Происходит переход пространственной информации в специфическую аудио информацию обоих каналов - увеличивается разница между каналами. Я применил более сильный эффект, чем это обычно принято, чтобы лучше слышать разницу. Посмотрите как должно звучать - после кодирования в 256 кбит/с с двойным каналом (256_channels_wide.mp3, 172 Кб), и как звучит после кодирования в 128 кбит/с с joint stereo (128_channels_wide.mp3, 172 Кб). Отступление. Оба эти файла - mp3 с 256 кбит/с, закодированные с помощью mp3 Producer 2.1. Не стоит путать: я, во первых, тестирую mp3, и во вторых - выкладываю результаты тестирования mp3 в mp3 ;). Всё было так: сначала я закодировал отрывок музыки в 128 и 256. Потом разжал эти файлы, применил обработку (экспандер стерео), сжал в 256 - лишь для экономии места - и выложил сюда.
Кстати говоря, только при 256 кбит/с в mp3 Producer 2.1 выключается joint stereo и включается dual channels - два независимых канала. Даже 192 кбит/с в Producer 2.1 - это какой-то вариант joint stereo, потому что мои примеры очень неправильно сжимались в меньший чем 256 кбит/с поток. Это основная причина того, что 'полное' качество начинается именно с 256 кбит/с - исторически сложилось так, что любой меньший поток в стандартных коммерческих продуктах от Fraunhofer (до 98 года) - это joint stereo, что в любом случае неприемлемо для полностью правильной передачи. Другие (или поздние) продукты, в принципе, позволяют произвольно выбирать - joint stereo или двойной канал - для любого потока.
Плюсы и минусы MP3 256 kbpsПлюсы и минусы MP3 256 kbps Если стоит задача сохранить музыку без потери качества, при этом всё таки уменьшив её размер, уверенный выход на сегодняшний день один - сжать её в mp3 с потоком 256 kbit/s и более. Много копий сломано по поводу того, что за качество получается в результате и какой кодек для этого лучше использовать - оригинальный ISO или от института Fraunhofer. Есть, однако, некоторые аспекты, которые раньше не поднимались, да и сейчас их обсуждение можно редко где встретить... Каюсь, я раньше любил ISO. Вообще, не знаю как сейчас, а в 98-99 годах настрой был вполне определенный: ISO - для 256, Fraunhofer - для того, что ниже. Но теперь я изменил своё мнение. В этом виновато отчасти то, что с заменой некоторой звуковой аппаратуры я получил возможность слышать то, что раньше не слышал. Проводились какие-то тесты, слушали, и так совпало, что всё, на чем я лично пытался убедиться, маскировалио недостатки ISO. Время изменилось, аппаратура тоже... И главное - появился кодек .mp3 Producer V2 (Opticom), который всё таки неплохо сохраняет частоты выше 16 кГц. Поэтому теперь я для разнообразия объясню, почему на 256 надо использовать именно Fraunhofer.
Раньше всё упиралось в довольно примитивный вопрос: нужно ли сохранять частоты выше 16 кГц или нет. ISO сохранял их, Fraunhofer, даже самый последний - якобы нет. На самом деле это уже заблуждение. Мы брали усредненный график распределения мощностей по частотам, смотрели на ступеньку на 16 кГц, радовались и решали, что так есть всегда:
Реальная, а не усредненная картина выглядит намного интереснее. В файле присутствуют моменты где этих частот нет вообще, и моменты, где они сохранены в полном объеме:
Что в усреднении дает как раз якобы спад. А на самом деле это не пренебрежение к этим частотам, это просто работа их психо-акустической модели. Лучше всего это дело смотреть вообще сонограммой (почему раньше никто не догадался?). По горизонтали - время, по вертикали - частоты: Довольно хорошо видно, что частоты выше 16 кГц еще как сохраняются. Сильные высокочастотные звуки вполне продолжаются без каких-либо спадов до 20 кГц. А то, что иногда они не сохраняются - это и к лучшему, остается больше потока для кодирования более важных частот. Небольшое отступление.. Частоты выше 16 кГц в общем то нужны. Это факт. Но я никак не пойму, для чего они нужны. С одной стороны, делаем синусоиду -6 дБ частоты 16 кГц, слушаем. Одно условие - тут нужна всё таки аппаратура хотя бы >$400, чтобы она физически могла работать с такими частотами. Слышим! Не то чтобы это звук, но ощущаем отчетливо. Но стоит вспомнить, что мощность по частотам в реальных звуках уменьшается с увеличением частоты. И вообще, ставим более логичный эксперимент. Берем реальную музыку с хорошим содержанием высоких, вырезаем под ноль всё меньше 16 кГц, используя FFT фильтр. Это честная процедура, в плане частот она делает именно то, что нам нужно, без всяких переходных процессов на границе и т.д. Слушаем. И лично я ничего не слышу. На разумной громкости... Если поднимать громкость выше всяких разумных пределов, лично на меня эффект только один - если это дело на сильной громкости послушать хотя бы 40 секунд, 30 минут головной боли обеспечено. Они однозначно воспринимаются, хотя бы в качестве раздражителя, а не звука, и следовательно - желательно их сохранять. Для полноты картины, так сказать. :) В общем, вывод: не знаю, как товарищи из Fraunhofer составляли свою акустическую модель, не иначе как доводя своих сотрудников - подопытных до крутой мигрени, но что-то такое они составили и для частот выше 16 кГц. На этом вопрос лично для меня закрылся. А теперь собственно о том, в чем ISO гораздо хуже Fraunhofer-а. Сжатие в Layer3 происходит по блокам. Примитивно говоря: для каждого блока происходит сначала разложение сигнала на составляющие частоты, затем применяется акустическая модель, выбрасывая ненужные компоненты отдельных блоков, а при воспроизведении все частоты снова складываются. Однако тут встает вечная проблема частотного анализа: чем больше разрешение по частоте, тем меньше разрешение во времени. Поэтому в Layer3 есть два типа блоков - обычный и уменьшенный. Обычное сжатие идет обычными блоками довольно большого размера, за счет чего с одной стороны достигается хорошее частотное разрешение и соответственно хорошее сжатие. Мы выбрасываем значительную часть информации о расположении частот во времени. Но когда в источнике наблюдается какой-то эффект, например удар тарелок, который было бы нежелательно размазывать во времени, кодер переходит на короткие блоки и кодирует этот момент более тщательно. Локальное сжатие при этом сильно падает, но закодировать резкий звук резко - гораздо важнее.
И это первая вещь, которая к чертям сломана в ISO кодеке. Вернее сказать, недоделана. Он почти не переключается на маленькие блоки тогда, когда это нужно, и часто делает это там, где не нужно. Иллюстрация - берем резкий звук и смотрим, что с ним приключается:
ISO кодек сильно размазал удар во времени. Он просто не переключился на короткий блок, хотя следовало бы. Появляются довольно интересные искажения, с которыми нам теперь предстоит бороться, в связи с переходом на цифровые алгоритмы сжатия - например, пре-эхо. Отзвук начинается раньше самого звука. На самом деле это всё не так страшно, как может показаться по картинкам. Даже в самом плохом варианте это всё не настолько плохо чтобы было слышно отчетливо. В музыке это расслышать трудно. Но общая картина звука, тем не менее, иногда становится менее четкой в ISO кодеке. Есть конечно примеры, которые показывают разницу сразу. Например - хорошо записанные звуки кастаньет. Вот два файла по 210 кб, десяток секунд, закодированные ISO (256_castanets_iso.mp3, 210Кб) и Fraunhofer (256_castanets_iis.mp3, 211 Кб). Разницу очень хорошо слышно в наушниках, но и без них тоже вполне можно различить. Тут я немножко продублировал сайт "LAME Ain't an MP3 Encoder". Товарищи занимаются доводом ISO кода до ума. В том числе, пытаются починить переключение на мелкие блоки, пре-эхо, да и вообще всё то, что плохо работало или было недоделано в оригинальном варианте. На самом деле в ISO коде очень много ошибок и недоделок. Что, впрочем, не мешает ему работать достаточно хорошо на больших битрейтах, они же хотят доделать его так, чтобы он смог нормально закодировать в 128 кбит/с.. В принципе, то, что у них получилось, уже вполне способно конкурировать и с Fraunhofer, но пока Fraunhofer всё же лучше, причем на любых потоках.
Хотелось бы развеять еще один миф, о том, что Layer3 - 256 оставляет почти строго оригинальный звук. Нет, это настолько далеко не так, что можно удивится, впервые ощутив разницу. У нас почему-то принято измерять качество форматов сжатия, строя графики усредненной частотной передачи. Это позволяет конечно судить, не отрезал ли кодек чего лишнего, но не более, ведь сама суть всех современных алгоритмов сжатия звука дает отличные усредненные частотные параметры, так что как гарантия качества эти замеры совершенно бесполезны. Всё нужно смотреть в динамике. Оценивать временные параметры, а не частотные. Мы гораздо менее к ним чувствительны, и на этом тоже основано сжатие. Вот иллюстрация, опять же сонограмма: Разницу можно видеть даже не особо утруждаясь. Даже профессиональный кодек от Fraunhofer настолько размазал частоты по времени по сравнению с оригинальным звуком, что точной копией оригинала это может считаться с большой натяжкой. А уж частоты выше 16 кГц у обоих кодеков закодированы настолько непохоже на оригинал... Искажения любого частотно-акустического кодирования будут преследовать и MPEG Layer3 на высоких потоках. В данный момент есть всего два фактора, которые стоит принимать в расчет при кодировании с потоками 256 или 320 кбит/с: Трудности с передачей резких звуков. Сигнал получается слегка размазанным во времени в пределах блока частотного разложения. Сейчас (в mp3) для этого существуют короткие блоки, на которые, при необходимости, переключается кодировщик. Это, однако, лишь уменьшение значимости проблемы, а не её полное устранение. На сонограммах выше видно, что в любом случае присутствует размытость всех резких явлений во времени - хоть размытость в пределах короткого блока - лучше, чем в пределах длинного, обычного, позволяющего добиться лучшего сжатия. Слабая, не совсем точная передача моментов, перегруженных мощными звуками. На данный момент алгоритм коррекции такой: в потоке данных mp3 имеется буфер, который позволяет экономить некоторую часть потока, чтобы в нужный момент воспользоваться накопленным резервом и затратить гораздо больше данных на кодирование узкого участка. К сожалению, буфер этот невелик, а дальнейшее развитие этой идеи - переменный поток - VBR - пока не имеет разумной и качественной реализации. На больших потоках, однако, способность Layer3 передавать перегруженные моменты далеко превосходит нашу собственную способность их слышать и способность аппаратуры их воспроизводить, так что ничего страшного и здесь нет. Любой из представленных алгоритмов кодирования, да и любой из тех, которые будут созданы позднее, будут так или иначе вносить искажения даже на больших потоках - более 256 кбит/с. И очень важно отличать объективные критерии оценки искажений от субъективных. Распространенные в конструировании звуковой аппаратуры тесты синтетическими сигналами - отдельными импульсами, к примеру - почти не дадут никаких результатов, по которым можно было бы судить о качестве кодирования реальных звуков. Человек слишком непривередливое существо, чтобы чувствовать все эти нюансы на слух. Проводились профессиональные тесты на прослушивание сжатых материалов, и волноваться всё же не стоит - Layer3 на 256 не теряет ни временных, ни частотных параметров хоть сколь заметным человеку образом. Мы никогда не услышим этой разницы, как не услышали её профессиональные слушатели, задействованные в тестах ISO (международной организации по стандартизации, в том числе оговаривающей формат MPEG1 Layer3), хотя можем ясно видеть её на экране. Но одну вещь надо обязательно учитывать: если вы хотите оставить за собой возможность обрабатывать каким-либо образом звук, его нельзя сжимать в Layer3. Например, даже довольно малое изменение тональной окраски звука приведет к тому, что все частотные изъяны вылезут и тут же слышны как звон/бульканье, неравномерность звука, а любая реверберация или эффекты задержек наряду с предполагаемым эффектом дадут еще целую кучу дополнительных, неожиданных артефактов. [ Читайте также: Плюсы и минусы MP3 128 kbps ] |