Принципы объектно-ориентированного программирования

         

Объектно-ориентированный подход



Объектно-ориентированный подход

У меня будет объект "счет-фактура", и ему я отправлю сообщение с запросом на получение общей суммы. Мне не важно, как информация хранится внутри объекта, как это было в предыдущем случае. Я общаюсь с объектом естественным образом, запрашивая у него информацию посредством сообщений. (Группа сообщений, которую объект в состоянии обработать, называется интерфейсом объекта. Чуть ниже я объясню, почему в объектно-ориентированном подходе вместо термина "реализация" правильней употреблять термин "интерфейс".)

Очевидно, что объектно-ориентированный подход естественнее и ближе к тому способу рассуждений, которым многие из нас руководствуются при решении задач. Во втором варианте объект "счет-фактура", наверно, просматривает в цикле совокупность (collection) объектов, представляющих данные по каждой позиции, посылая им запросы на получение суммы по данной позиции. Но если требуется получить только общий итог, то вам все равно, как это реализовано, так как одним из основных принципов объектно-ориентированного программирования является инкапсуляция (encapsulation). Инкапсуляция — это свойство объекта скрывать свои внутренние данные и методы, представляя наружу только интерфейс, через который осуществляется программный доступ к самым важным элементам объекта. Как объект выполняет задачу, не имеет значения, главное, чтобы он справлялся со своей работой. Имея в своем распоряжении интерфейс объекта, вы заставляете объект выполнять нужную вам работу. (Ниже я остановлюсь на понятиях "инкапсуляция" и "интерфейс".) Здесь важно отметить, что разработка и написание программ моделирования реальных объектов предметной области облегчается тем, что представить поведение таких объектов довольно просто.

Заметьте: во втором подходе от объекта требовалось, чтобы он произвел нужную вам работу, т. е. подсчитал общий итог. В отличие от структуры, в объект по определению входят не только данные, но и методы их обработки. Это значит, что при работе с некоторой проблемной областью можно не только создать нужные структуры данных, но и решить, какие методы связать с данным объектом, чтобы объект стал полностью инкапсулированной частью функциональности системы.



Содержание раздела